Форум чата Тихий Омут

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Густав Климт

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Густав Климт
(1862-1918)

http://i036.radikal.ru/0910/59/f968939b6792.jpg

Он сидел в инвалидном кресле, гладил здоровой рукой кошку и листал альбом с фотографиями. Кошка была пушистой, но не рыжей. А он всегда любил рыжих...
К счастью, он не испытывал недостатка в деньгах. Его портретное искусство ценилось очень высоко, можно было выбирать, за какие заказы браться. Сейчас художник не нуждался, но было ощущение, что для других, здоровых людей, Густава Климта уже не существует...
Густав родился в многодетной семье, поэтому уже в четырнадцать лет ему пришлось поступить в художественное училище. Позже туда же пришел учиться его брат Эрнест. Они писали портреты с фотографий. И продавали по шесть гульденов за портрет. В восемнадцать лет он получил заказ на роспись потолков во дворце в Вене.

http://s52.radikal.ru/i138/0910/ac/3de9f9471934.jpg
Ранняя гуашь Климта "Зрительный зал старого Бургтеатра" (1888-89). Городской совет Вены поручил Климту и Матчу запечатлеть старое здание городского театра перед его сносом.

Климт улыбнулся. Кто может похвастаться, что видел живого императора? А Густав в двадцать с небольшим лет получил орден из рук самого Франца Иосифа. В течение десяти лет братья путешествовали по Европе и расписывали дворцы.

http://s46.radikal.ru/i113/0910/cf/5f04d302d1ac.jpg
Потолочная роспись в Бургтеатре, выполненная в 1888 году Г. Климтом, Э. Климтом и Ф. Матчем.

Густав стал известным. Его картинам удивлялись. Говорили, что они необычны.
В чем только не обвиняли художника Густава Климта - в том, что его картинами можно иллюстрировать теории Фрейда, что его женщины смотрят так, будто хотят кастрировать мужчин, что женская красота в его исполнении уничтожит мир и мужчин в первую очередь.
- "Все зло от женщин и их разнузданной сексуальности, ведь так?..." - спрашивали его.

http://i021.radikal.ru/0910/29/ea22562730e4.jpg
"Адам и Ева" (картина незакончена), 1917-1918, Вена, Австрийская галерея

Он только молчал и улыбался. Были у него другие картины.
Жили-были петушок и курочка. Петушок на завалинке рылся и вырыл бобок, хотел сглонуть и подавился. Подавился и растянулся, лежит, не дышит. Курочка к нему бежит, спрашивает:
-- Что ты, петух, лежишь, не дышишь?
-- Бобовым зернышком,-- говорит,-- подавился...

http://i021.radikal.ru/0910/29/7cf17de1e9db.jpg
Садовая дорожка с курицами, 1916, Картина сгорела в 1945 г. в замке Иммердорф.

Отредактировано манья (2009-10-09 09:37:19)

0

2

В 1886 году Густав Климт пишет аллегории "Юриспруденция", "Философия" и "Медицина".

http://s55.radikal.ru/i150/0910/00/fc4eb191952e.jpg
Hugieia (Деталь), 1900-1907, сгорела в 1945 г в замке Иммердорф. (Фрагмент "Медицины", второго полотна, написанного Климтом для Большого зала Венского университета и признанного многими "порнографическим").

В 1901 году Густав пишет картину "Юдифь". Позировала для этой картины Аделъ Блох-Бауэр, жена венского банкира. Работа над картиной, растянувшаяся на несколько лет, положила начало, как утверждают некоторые "климтоведы", очередному роману художника. Доказательства этого факта обычно не приводятся - одной из главнейших "улик" тут выступает само полотно, с головой накрывающее зрителя своей мощной эротической аурой. В живописи образ Юдифи обыкновенно служил символом добродетели, побеждающей порок, однако у Климта героиня Ветхого Завета существенно модернизирована и выступает вполне декадентской дамой. Недаром эту картину многие называли "Саломея", имея в виду другую библейскую героиню - дочь Иродиады, потребовавшую (и получившую) от царя Ирода в награду за исполненный танец голову Иоанна Крестителя.

http://i027.radikal.ru/0910/e9/eba628c5d0d6.jpg
Юдифь с головой Олоферна, 1901 г

Юдифь совершила подвиг, которым избавила Иерусалим и Иудею от нашествия вавилонского полководца Олоферна. Около 589 года до н. э. вавилоняне осадили иудейский город Ветилую, защитники которого начали ощущать острую нужду в продовольствии и воде. И вот тогда спасти своих соотечественников вызвалась молодая богатая вдова-красавица Юдифь. Изысканно нарядившись, в сопровождении служанки отправилась она в неприятельский стан. Ее красота и ум пленили Олоферна. Упоенный страстью и вином, он уснул в своем роскошном шатре. Во время сна Юдифь отсекла ему голову и принесла ее старейшинам Ветилуи. Жители осажденного города напали на врагов, обескураженных известием о смерти своего полководца, и разгромили их. Юдифь, как свидетельствует Святое Писание, осталась в Ветилуе вдовою в доме своем, приобрела себе великую славу и честь. Прожив до ста пяти лет, она по смерти была погребена рядом со своим мужем.
Как же ещё может поступить молодая красивая женщина, когда её городу угрожает опасность?
Почему же картина вызывает такие споры?
Может быть, всё было по-другому?
Жила красивая девочка. Выросла, превратилась в красивую девушку. Влюбилась сильно, так, как влюбляются в юности. Но замуж вышла за того, кого указали родители. Нелюбимый муж умер. Она осталась вдовой. Юдифи не жалко мужа, поэтому никто не видит её слез. А люди восхищаются её силой воли. Она мучается виной, принимает обеты, молится, постится. Могла бы, теперь, наверное, выйти замуж за любимого, но что-то останавливает. А люди восхищаются её верностью и праведностью.
Когда приходят враги, она предлагает пойти и убить военоначальника. Просто хочет отмстить в его лице всем мужчинам, которые её унижали. А люди восхищаются её смелостью.
И тут она влюбляется. Страстно, безоглядно. В человека, который в любой момент может уничтожить её родной город. И он тоже к ней не равнодушен.
Но выбора нет, и Юдифи приходится убивать. Люди называют её героиней, а Юдифь снова оказывается обманщицей. Она не врет, просто не может рассказать всю правду. Все считают, что она - спасительница. А она - убийца любимого человека, вынужденная всю жизнь скрывать свои мысли и свою сексуальность. Обречённая на полное одиночество и молчание. Потому что никто не поймет. Только осудит.
И никакого спасения от мыслей и чувства вины. Крест, который придется нести одной всю жизнь...
В 1909 году Густав Климт вернулся к мыслям о роковой женщине, за любовь к которой мужчина готов отдать жизнь.
Так появилась Юдифь II. Но все, кто видел картину, называли её Соломеей.

http://s60.radikal.ru/i170/0910/87/6c78fb257258.jpg
Юдифь II, 1909, Венеция, Галерея современного искусства.     

Ослепительно яркая и эмоциональная картина Климта "Поцелуй" приобрела огромную известность сразу после своего появления. Тогда же она была куплена правительством Австро-Венгрии. В наши дни "Поцелуй" считается одним из самых выразительных образов в истории живописи XX века. Обнявшаяся пара, облаченная в мозаичные одежды, изображена на абстрактном золотистом фоне. Напряженность атмосферы усиливается за счет глубокого контраста между натуралистическими и декоративными деталями. Реалистически написанные лица, руки и ноги влюбленных покрыты и окружены плоскостями с абстрактным рисунком, соответствующим фактуре ткани и цветам.
Художник выбирает для картины свой любимый квадратный формат, игнорируя при этом глубину пространства и горизонт. Тем самым он выводит сцену за пределы реальности и придает самому "акту" поцелуя вселенский масштаб. Орнаментальные детали несут не только декоративную, но и смысловую нагрузку. В частности, прямоугольники на одеянии мужчины суть фаллические символы, а спирали, крути и овалы, запечатленные на одеянии его возлюбленной, являются художественными знаками женских гениталий. Собранные в художественное целое, они выражают идею слияния двух начал не менее энергично, чем сам поцелуй.
Несколько слов о любимом им (и вообще искусством модерна) квадратном формате. Эта "квадратность" предоставляла широчайшие возможности для декоративного решения задачи, к которому был столь склонен Климт "золотого периода". Данный всепримиряющий и гармонизирующий формат (а для "Поцелуя", по общему мнению, характерно примирение до того враждовавших у Климта мужского и женского начал), позволял, кроме того, "растить" изображение хоть куда - прямоугольник в этом смысле всегда ограничивает художника, задавая жесткие наравления.
Предшествовавшие "Поцелую" эпатажные работы художника делили аудиторию на две неравные части: большую - яростных противников; и небольшую - единомышленников и поклонников. "Поцелуй", обозначивший высшую точку "золотого периода" творчества художника и ставший эмблемой венского Сецессиона, получив безоговорочное признание, на время примирил тех и других. Завораживающее золотое сияние, притушенный эротизм (на картине открыты лишь лица и руки героев) и очевидная целомудренность изображения вызвали восторг публики (в том числе консервативной и пуританской). Необычный для работ Климта факт: картина была куплена еще до закрытия выставки 1908 года, на которой она была представлена.

http://i052.radikal.ru/0910/3b/d99071c3d638.jpg
Поцелуй, 1907-1908, Вена, Австрийская Галерея, Моделью к этой картине был сам Густав Климт и его возлюбленная Эмилия Флоге.

http://s53.radikal.ru/i141/0910/4a/0689d506db74.jpg
Фрагмент картины "Поцелуй"


Один богатый граф влюбился в обычную девушку. Удивительно, правда? Но еще удивительнее, что девушка графа не полюбила. Мучался он, мучался и решил заказать художнику медальон, на котором граф со своей возлюбленной слились бы в страстном поцелуе. Художник исполнил заказ, только вот губы мужчины и женщины так и не соединились. Граф остался доволен, но его интересовал один вопрос - почему художник не нарисовал самого поцелуя? Художник объяснил, что так лучше, ведь теперь на медальоне изображено ожидание, настроение, состояние души перед любовным наслаждением. Граф согласился с такой трактовкой и заплатил художнику обещанные деньги. Девушка увидела портрет и согласилась выйти замуж за графа. Они поженились и уехали в свадебное путешествие.
Она так и не узнала, что художник тоже полюбил её, и не дописал картину из чувства ревности и мести...

Отредактировано манья (2009-10-09 10:44:46)

0

3

В 1909 году Густав Климт завершает работу над фресками во дворце Стоклетт.
Так появляется картина "Даная".

http://i070.radikal.ru/0910/6d/f181ab42e3d9.jpg
Даная, 1907-1908, Вена, собрание Дуксанд.

У царя Аргоса Акрисия, внука Линкея, была дочь Даная, славившаяся своей неземной красотой. Акрисию было предсказано оракулом, что он погибнет от руки сына Данаи. Чтобы избежать такой судьбы, Акрисий построил глубоко под землей из бронзы и камня обширные покои и там заключил свою дочь Данаю, чтобы никто не видал ее. Но великий громовержец Зевс полюбил ее, проник в подземные покои Данаи в виде золотого дождя, и стала дочь Акрисия женой Зевса. От этого брака родился у Данаи прелестный мальчик. Мать назвала его Персеем. Недолго прожил маленький Персей со своей матерью в подземных покоях. Однажды Акрисий услышал голос и веселый смех маленького Персея. Он спустился к своей дочери, чтобы узнать, почему слышится в ее покоях детский смех. Акрисий удивился, увидав маленького прелестного мальчика. Как испугался он, узнав, что это сын Данаи и Зевса. Тотчас вспомнилось ему предсказание оракула. Опять пришлось ему думать, как избежать судьбы. Наконец Акрисий велел сделать большой деревянный ящик, заключил в него Данаю и сына ее Персея, забил ящик и приказал бросить в море. Долго носился ящик по бурным волнам соленого моря. Гибель грозила Данае и ее сыну. Волны бросали ящик из стороны в сторону, то высоко подымали его на своих гребнях, то опускали в пучину моря. Наконец вечно шумящие волны пригнали ящик к острову Серифу, В то время на берегу ловил рыбу рыбак Диктис. Он только что закинул в море сети. Запутался ящик в сетях, и вместе с ними Диктис вытащил его на берег. Он открыл ящик и, к своему удивлению, увидал в нем поразительной красоты женщину и маленького прелестного мальчика. Диктис отвел их к своему брату, царю Серифа, Полидекту. Дед Персея, Акрисий не избежал того, что определил ему неумолимый рок. Однажды устроил Персей пышные игры. Много героев собралось на них. В числе зрителей был и престарелый Акрисий. Во время состязания в метании тяжелого диска Персей метнул могучей рукой бронзовый диск. Высоко, к самым облакам, взлетел тяжелый диск, а, падая на землю, попал со страшной силой в голову Акрисия и поразил его насмерть.
Отец обожествлял Данаю. Дарил сумасшедшие подарки, наслаждался её красотой. Сравнивал с богинями Олимпа. И вдруг все изменилось. Что же произошло?
Отец услышал предсказание и поверил, что Даная вступит в заговор против него. Когда Даная улыбается, отцу чудится лицемерие и притворство. Он запирает Данаю, чтоб не видеть лица той, которой недавно восхищался.
Даная не понимает, что произошло с любимым папой. Даже когда он заключает её под землю, она не понимает, что Акрисий струсил. Она благодарна отцу за то, что он сохранил ей жизнь. Золотой дождь? Он пришел ночью, и она думала, что это сон...

0

4

http://s52.radikal.ru/i138/0910/18/15ff7865ac97.jpg
Золотые рыбы, 1901-1902, Швеция, Solothurn

Эту картину Климт писал в то время, когда бушевали страсти вокруг его фресок, исполненных для Большого зала Венского университета. Она и мыслилась как некий концептуальный ответ, о чем свидетельствует ее первоначальное название: "Моим критикам". Заметнее всего на этом полотне обнаженная женская фигура, написанная в сексуальной позе. Художник выбирает ракурс, который позволяет приблизить к зрителю ягодицы женщины. Очевидно, это и есть жест мастера, адресованный критикам. Климт эпатировал консервативно мыслящую публику, сознательно идя на скандал. Скандал и разразился. Когда Климт решил показать только что законченную картину в Дюссельдорфе, раздались требования снять это полотно, поскольку оно-де может шокировать членов королевской семьи, собиравшихся посетить открытие выставки. Это были годы наиболее яростных нападок на художника; в 1903 году даже вышла в свет книга "Против Климта", собравшая самые резкие критические отзывы о художнике и его работах.

http://s41.radikal.ru/i093/0910/d3/193f6a17c09b.jpg
Портрет Эмилии Флоге, 1902, Вена

Этот портрет, представляющий зрителю спутницу художника, - важнейшая веха его творческого пути. Портрет, разрывая с предшествующими портретными опытами Климта, во многом отвечавшим аксиомам импрессионизма, обозначает резкий поворот. Отныне Климт больше не желает "тащиться" в традиционной колее и пытается кардинально обновить художественные средства, обращаясь к технике "плоскостной" орнаментальной картины. Эмилия была модельером, поэтому не удивительно, что художник столько внимания уделил ее платью. Впрочем, и сам Климт в то время увлекался японскими гравюрами, имеющими тот же вертикальный формат, что и портрет Эмилии Флёге. Художник работал пристально и долго, на протяжении нескольких лет. В работе дышит любовь - любовь не только к искусству, но и к ее героине. Однако Эмилии Флёге картина не понравилась. Говорят, что Климт собирался написать другой ее портрет, но так и не собрался выполнить свое намерение.

0

5

Аллегории Климта относятся к числу самых сложных картин художника. Поскольку Климт практически никогда не комментировал свои работы, подробно расшифровать содержание его аллегорических полотен подчас бывает затруднительно, хотя их пафос, как правило, вполне понятен. Эпоха декаданса отличалась двойственным отношением к женщине, и Климт это отношение своими аллегориями изысканно иллюстрирует. Климт видит женщину то прекрасным идолом, то воплощением материнской нежности, то исчадием ада, то смертельно опасной хищницей, заманивающей мужчину в свои сети.

http://s42.radikal.ru/i098/0910/7e/bdd541c07b43.jpg
Смерть и жизнь (незакончена), 1916, Вена, собрание Рудольфа Леопольда

http://s57.radikal.ru/i158/0910/a6/60f4db760b04.jpg
Ожидание I, 1903, оттава, Национальная галерея Канады

http://s59.radikal.ru/i166/0910/48/bf84c1244fbd.jpg
Русалки (Серебрянные рыбы), 1899, Вена, частная коллекция

http://i080.radikal.ru/0910/4c/1b3e4acaa9f6.jpg
Три возраста женщины, 1905, Рим, Галерея национального современнного искусства

0

6

http://s61.radikal.ru/i172/0910/d2/c01fb37ee4ea.jpg
Портрет Адель Блох-Бауер I, 1907, Вена, Австрийская галерея

Если в работе "Юдифь и Олоферн" Адель Блох-Бауэр выступала под псевдонимом Юдифи, то на этой картине она является собственной персоной. Все особенности, отличающие "золотой период" Климта, здесь налицо: сочетание реализма в изображении лица и рук с абстрактными декорациями, плавное перетекание одного в другое и обратно, экзотическая символика, заполняющая одеяние героини и окружающий фон, неуловимо пряная атмосфера. Говорят, что свои странные портреты Климт писал с обнаженных моделей, а уже потом закрывал тела плоскими орнаментальными одеждами. Возможно, и так: то, что пуританская публика называла "испорченностью", буквально сочится с этого полотна. Но это не "испорченность", а скорее, усталость от собственной респектабельности, превратившейся в золотую клетку, и желание вырваться на свободу.

http://s48.radikal.ru/i119/0910/56/73bd4c92d85a.jpg
Дама в шляпе и боа, 1909, Вена, Австрийская галерея

http://i031.radikal.ru/0910/98/ee78c3814175.jpg
Танцовщица, 1916-1918, Париж, частное собрание

http://s19.radikal.ru/i192/0910/27/154afd7a6e6b.jpg
Портрет Эмилии Галли, 1903-1904, Лондон, Национальная галерея

http://s56.radikal.ru/i154/0910/65/c0778f85369f.jpg
Подруги, 1916-1917, Картина сгорела в 1945 году в замке Иммердорф

В своей работе художник не устрашился изобразить лесбийскую любовь.
Климт не написал за свою жизнь ни одного автопортрета. Он считал, что его картины заслуживают гораздо большего внимания чем он сам...
Климт - единственный из художников, кто писал женщин обнажёнными, а затем одевал их в золото. Некоторые картины Климта расписаны золотом... (Знаменитый "золотой период" в его творчестве).
Все шло прекрасно, но в 1915 году умирает мать Густава Климта.
Художник вздохнул и отъехал от окна. Уже несколько лет прошло, а по-прежнему тяжело вспоминать. После смерти матери краски на картинах художника становятся более темными. Изображения получаются одноцветными, с полотен уходят золото и пышность.
Вскоре после смерти матери у Климта случился удар, через несколько месяцев художник подхватил пневмонию и умер. Ему было всего пятьдесят шесть лет.
Многие картины Густава так и остались незавершенными.

Отредактировано манья (2009-10-09 12:49:03)

0

7

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=yjOLhR04K28[/youtube]

0