Человек года Басков и другие проблемы музыки
Как поссорился Николай Викторович с Николаем Арнольдовичем
Пару часов назад нас (журналистов) пригласили на прелюбопытное мероприятие: в галерее «Эритаж» при поддержке «Единой России» именитый джазмен Игорь Бутман продолжил, некогда начатую дискуссию «Музыка и время», пригласив в этот раз не столько джазменов, сколько «классических музыкантов» (Петров, Гиндин, Крамер, Дмитрий Коган etc.). И что? Умные люди говорили умные вещи. Почему все так плохо. И как это попытаться исправить.
Но, увы. Пропасть между большим искусством и населением Российской федерации как растет, так и будет расти. И все эти «круглые столы» лишний раз доказывают полное бессилие собравшихся. Бессилие не просто равное нулю, а уходящее в глубокий минус. Серьезные люди начинают бесить и раздражать. Они воспринимаются атавизмом. Они смешны. Несовременны. Что современно? А вот: священник получает пулю в спину за замечание не мочиться в подъезде. Пусть не ново, но действенно. А теперь Япония.
В Японии – 100% детей умеют практически профессионально играть на музыкальных инструментах, танцевать и заниматься дизайном. 100%.
В Китае на сей день – 30 миллионов пианистов. В Америке, Англии, Израиле нет ни одного колледжа, при котором не было бы своего оркестра. А у нас – пуля в спину. Пуля, которая затем пролетает через первые полосы и эфиры всех СМИ…
Хотелось что-нибудь съязвить по поводу «Единой России» и к ней примкнувших, но, если честно, не до этого. Так пакостно, что не до стёба. Тем более что в спичах выступающих партия власти не упоминалась и ее руководящая линия не прослеживалась. Почти. А теперь несколько цитат.
Начали с видеообращения Александра Градского, задавшего тему «стола». Градский призвал вернуть в общеобразовательные школы уроки музыки – подчеркнув – как обязательные. Сегодня они выкинуты на факультатив (как и астрономия, основополагающая дисциплина, раскрывающая картину мира). Кто хочет – пусть занимается. Но инструментов нормальных нет. Педагоги… где-то хорошие, где-то совсем никакие. За этим никто не следит. Не до музыки.
Градский:
«Надо добиться, чтобы школы были обеспечены инструментами. Чтобы музыканты, у которых не сложилась собственная карьера, могли проявить себя в преподавании. Чтобы труд их был достойно оплачен. К чему это может привести? К тому, что общий уровень выпускника несравненно повысится. Ведь ребенок, освоивший азы музыкальной культуры, не позволит себе самых уродливых человеческих проявлений, не будет обижать животных, вообще станет лучше относится к людям… Это неоднократно доказано. Я не встречал хулигана и хама, который когда-то учился в музыкальной школе или занимался хоровым пением».
Линию Градского подхватила солистка театра «Геликон-Опера» Мария Максакова, сказав, что о каком образовании может идти речь, если даже они – профессиональные музыканты – для своей прямой деятельности не могут раздобыть нот не то что малоизвестных авторов, а просто чуть-чуть не самых популярных.
«Лежат эти ветхие ноты в архиве консерватории, и более их нет нигде. Они не переиздаются. Так и забываются целые культурные пласты, ведь этих авторов никто не играет. И, в итоге, не знает!».
Пианист Александр Гиндин заметил, что «у нас постепенно вымирает мало-мальски образованный слушатель, который может что-то адекватно воспринимать. И он не просто вымирает, но систематически уничтожается. В этом – большая заслуга нашего телевидения и радио. И я не представляю как в данный момент это можно исправить. Как человек адекватный, понимаю, что ставить в прайм-тайм на основные каналы «Евгения Онегина» вместо всей той ерундистики, что там показывается, не только бесполезно, но и не надо, потому что слушатель уже достаточно одичал».
Пианист Даниил Крамер согласен с тем, что вернуть музыку в школу надо, но всё важно делать в меру: в советское время «музыка» или «пение» уже были обязательными предметами, но дети, зачастую, воспринимали их как невыразимо скучную и бесполезную тягомотину. Нужен в ходе занятий максимально индивидуальный подход, чтобы ребенок обязательно получал удовольствие, тогда от музыки будет толк. «И физическое вымирание нации напрямую связано с вымиранием культуры. Нация умирает».
Речь Николая Петрова, как всегда, была наиболее смелой и острой:
«Я люблю смотреть по телевидению интеллектуальные игры – «Что? Где? Когда?», «Свою игру»… и я восхищен тем, каким образом они моментально, спонтанно дают ответы на самые заковыристые вопросы. Но в тот момент, когда вопрос касается музыки, они начинают «плавать». Чудовищная дремучесть. И если столь дремучи эти блистательные умы, то сколь дремучи обычные простые люди?
И в этот момент некто Фурсенко (я не хочу его даже называть «господином»), отменяет уроки музыки в школах. Кто ему это подсказал?
Я, готовясь к этой встрече, взял телевизионную программу на неделю. Изучил с карандашом все передачи всех каналов (перечисляет). В понедельник, господа, передач, так или иначе касающихся культуры, – ноль. Лишь на одном канале – передача, посвященная юбилею театра кукол. Во вторник – ноль. В среду – ноль. И так далее. Зато мы абсолютно точно знаем, где в очередной раз показал голую задницу Борис Моисеев, где объявился какой-нибудь внебрачный ребенок стареющей попсовой дивы, – вот это по всем каналам! Так, что башка пухнет.
Если мы не предпримем конкретных действий, которые обяжут гламурно-попсовых бандитов телевидения одну передачу в день посвящать серьезной культуре, – мы сколь угодно можем сидеть за этим столом и ни фига у нас не выйдет! Потому что наше сознание сейчас формируют средства массовой информации. Мы имеем 38 каналов FM, из которых изрыгается вонючая попсятина 48 часов в сутки. И что мы этому может противопоставить? Жиденький «Орфейчик», который старается, классно работает, но 90% российских городов его не слышит!».
В монолог Петрова решительно вмешался Николай Басков: «Вы хотите стереть то, что кормит сейчас телевидение. Реклама дается под «Аншлаг», под то, что востребовано…»
Баскова прерывают: «Про востребованность не надо, мы прекрасно знаем, как она делается».
Петров: «Вся наша культура забита. Нас не знают, потому что без телевидения, радиоканалов никто о нас не узнает…».
Басков: «Да у вас на канале «Культура» рейтинг ниже, чем у программы «Сад и огород»!» На рейтингах сейчас все телевидение держится! Я скажу кратко. Я – молодой артист, я – молодое поколение. Я уважительно отношусь к тем людям, которые здесь находятся, как бы скептически они ко мне не относились, как бы на меня ни смотрели. По опросам ВЦИОМ я сегодня стал музыкантом года 2009-го…Страна выбирает своих людей…»
Аплодисменты. Смех.
Петров: «Это трагедия, господа, – та информация, которую мы сейчас получили».
Басков: «Николай Арнольдович, я бы так не говорил. Меня чаще показывают по телевизору, чем вас...».
Ведущий: «Господа, чтобы это в ток-шоу не превращалось, будем давать друг другу слово, будем дослушивать».
Басков: «Я вижу радикальные проблемы. Потому что вся музыка превращается в один частный корпоратив. Люди в нашей стране живут нелегкой жизнью. Тяжелой жизнью. Наверное, людям не до Чайковского и Шопена после того, как они не знают, в какую больницу отвезти ребенка…»
Один из участников: «Коля, может нам всем уйти тогда и ты один останешься?».
Басков: «Мне дали слово и я хочу сказать. Иначе не надо было приглашать меня!».
Ведущий: «Николай, пожалуйста».
Басков: «Нет, можно ходить к премьер-министру и говорить, что «там надо ввести музыку», «там построить рояль», «здесь сделать сцену», а здесь починить крышу. И что?! У них голова и так пухнет!».
Один из участников: «А, кстати, неплохо бы сказать лишний раз и про рояль! Вот мы были с Димой Коганом на Сахалине, так он сказал губернатору следующее – «а вот в местном оркестре музыканты играют на старых скрипочках, можно им купить инструменты?». И что? Заменили и без вопросов. Так что если вы скажите президенту про рояль – он появится».
Басков: «Я не говорю, я сам покупаю!»
Участник: «Вы можете позволить, а иной – нет… И про то, что уроки музыки в школе нужны – неплохо бы чтоб услышали и президент и премьер (правящая партия уже услышала)».
Басков: «Да, только сначала выделите бюджет для учителей, которые придут в школу…».
Петров: «Два слова позвольте. Мы можем долго распускать сопли по поводу бедных учителей, несчастных врачей, плакать, вытирать себе слезы, но в тот момент, когда в городе появляется очередная поп-личность, то эти же самые учителя выкладывают по 15-20-30 тысяч и идут слушать этот кошмар! Нет, то, что сейчас происходит – это намеренное лишение людей информации, о том, что из себя представляет серьезная музыка. Соотношение пропаганды попсы и классической культуры – приблизительно 93 на 7. И это соотношение можно изменить».
И далее в том же духе. На речи представителя (главы?) галереи «Эритаж» я ушел. Время восприятия закончилось. Многое осталось непонятным. Почему пригласили именно тех, кого пригласили? А где ректора? Где наши главные музыкальные генералы (их четверо, тех, кого знает каждый постовой)? Но даже те, кто пришел, умудрились враз передраться. Кого-то пропускают на «Культуре», кого-то нет; кого-то не устраивает Союз композиторов, кто-то предлагает профсоюз, кто-то джаз-секцию при Минкульте. Из всего этого можно вынести только одно: родители, учите детей музыке. Сами. Не дожидаясь, пока как в Америке, Франции или Германии при школе создадут оркестр. Не создадут. А если создадут, то умудрятся – как принято говорить – «освоить» ваш семейный бюджет.
Учите детей музыке.
(Материал подготовил: Ян Смирницкий)
Текст стаьи с комментариями - http://www.mk.ru/culture/article/2009/1 … zyiki.html