В 1886 году Густав Климт пишет аллегории "Юриспруденция", "Философия" и "Медицина".
Hugieia (Деталь), 1900-1907, сгорела в 1945 г в замке Иммердорф. (Фрагмент "Медицины", второго полотна, написанного Климтом для Большого зала Венского университета и признанного многими "порнографическим").
В 1901 году Густав пишет картину "Юдифь". Позировала для этой картины Аделъ Блох-Бауэр, жена венского банкира. Работа над картиной, растянувшаяся на несколько лет, положила начало, как утверждают некоторые "климтоведы", очередному роману художника. Доказательства этого факта обычно не приводятся - одной из главнейших "улик" тут выступает само полотно, с головой накрывающее зрителя своей мощной эротической аурой. В живописи образ Юдифи обыкновенно служил символом добродетели, побеждающей порок, однако у Климта героиня Ветхого Завета существенно модернизирована и выступает вполне декадентской дамой. Недаром эту картину многие называли "Саломея", имея в виду другую библейскую героиню - дочь Иродиады, потребовавшую (и получившую) от царя Ирода в награду за исполненный танец голову Иоанна Крестителя.
Юдифь с головой Олоферна, 1901 г
Юдифь совершила подвиг, которым избавила Иерусалим и Иудею от нашествия вавилонского полководца Олоферна. Около 589 года до н. э. вавилоняне осадили иудейский город Ветилую, защитники которого начали ощущать острую нужду в продовольствии и воде. И вот тогда спасти своих соотечественников вызвалась молодая богатая вдова-красавица Юдифь. Изысканно нарядившись, в сопровождении служанки отправилась она в неприятельский стан. Ее красота и ум пленили Олоферна. Упоенный страстью и вином, он уснул в своем роскошном шатре. Во время сна Юдифь отсекла ему голову и принесла ее старейшинам Ветилуи. Жители осажденного города напали на врагов, обескураженных известием о смерти своего полководца, и разгромили их. Юдифь, как свидетельствует Святое Писание, осталась в Ветилуе вдовою в доме своем, приобрела себе великую славу и честь. Прожив до ста пяти лет, она по смерти была погребена рядом со своим мужем.
Как же ещё может поступить молодая красивая женщина, когда её городу угрожает опасность?
Почему же картина вызывает такие споры?
Может быть, всё было по-другому?
Жила красивая девочка. Выросла, превратилась в красивую девушку. Влюбилась сильно, так, как влюбляются в юности. Но замуж вышла за того, кого указали родители. Нелюбимый муж умер. Она осталась вдовой. Юдифи не жалко мужа, поэтому никто не видит её слез. А люди восхищаются её силой воли. Она мучается виной, принимает обеты, молится, постится. Могла бы, теперь, наверное, выйти замуж за любимого, но что-то останавливает. А люди восхищаются её верностью и праведностью.
Когда приходят враги, она предлагает пойти и убить военоначальника. Просто хочет отмстить в его лице всем мужчинам, которые её унижали. А люди восхищаются её смелостью.
И тут она влюбляется. Страстно, безоглядно. В человека, который в любой момент может уничтожить её родной город. И он тоже к ней не равнодушен.
Но выбора нет, и Юдифи приходится убивать. Люди называют её героиней, а Юдифь снова оказывается обманщицей. Она не врет, просто не может рассказать всю правду. Все считают, что она - спасительница. А она - убийца любимого человека, вынужденная всю жизнь скрывать свои мысли и свою сексуальность. Обречённая на полное одиночество и молчание. Потому что никто не поймет. Только осудит.
И никакого спасения от мыслей и чувства вины. Крест, который придется нести одной всю жизнь...
В 1909 году Густав Климт вернулся к мыслям о роковой женщине, за любовь к которой мужчина готов отдать жизнь.
Так появилась Юдифь II. Но все, кто видел картину, называли её Соломеей.
Юдифь II, 1909, Венеция, Галерея современного искусства.
Ослепительно яркая и эмоциональная картина Климта "Поцелуй" приобрела огромную известность сразу после своего появления. Тогда же она была куплена правительством Австро-Венгрии. В наши дни "Поцелуй" считается одним из самых выразительных образов в истории живописи XX века. Обнявшаяся пара, облаченная в мозаичные одежды, изображена на абстрактном золотистом фоне. Напряженность атмосферы усиливается за счет глубокого контраста между натуралистическими и декоративными деталями. Реалистически написанные лица, руки и ноги влюбленных покрыты и окружены плоскостями с абстрактным рисунком, соответствующим фактуре ткани и цветам.
Художник выбирает для картины свой любимый квадратный формат, игнорируя при этом глубину пространства и горизонт. Тем самым он выводит сцену за пределы реальности и придает самому "акту" поцелуя вселенский масштаб. Орнаментальные детали несут не только декоративную, но и смысловую нагрузку. В частности, прямоугольники на одеянии мужчины суть фаллические символы, а спирали, крути и овалы, запечатленные на одеянии его возлюбленной, являются художественными знаками женских гениталий. Собранные в художественное целое, они выражают идею слияния двух начал не менее энергично, чем сам поцелуй.
Несколько слов о любимом им (и вообще искусством модерна) квадратном формате. Эта "квадратность" предоставляла широчайшие возможности для декоративного решения задачи, к которому был столь склонен Климт "золотого периода". Данный всепримиряющий и гармонизирующий формат (а для "Поцелуя", по общему мнению, характерно примирение до того враждовавших у Климта мужского и женского начал), позволял, кроме того, "растить" изображение хоть куда - прямоугольник в этом смысле всегда ограничивает художника, задавая жесткие наравления.
Предшествовавшие "Поцелую" эпатажные работы художника делили аудиторию на две неравные части: большую - яростных противников; и небольшую - единомышленников и поклонников. "Поцелуй", обозначивший высшую точку "золотого периода" творчества художника и ставший эмблемой венского Сецессиона, получив безоговорочное признание, на время примирил тех и других. Завораживающее золотое сияние, притушенный эротизм (на картине открыты лишь лица и руки героев) и очевидная целомудренность изображения вызвали восторг публики (в том числе консервативной и пуританской). Необычный для работ Климта факт: картина была куплена еще до закрытия выставки 1908 года, на которой она была представлена.
Поцелуй, 1907-1908, Вена, Австрийская Галерея, Моделью к этой картине был сам Густав Климт и его возлюбленная Эмилия Флоге.
Фрагмент картины "Поцелуй"
Один богатый граф влюбился в обычную девушку. Удивительно, правда? Но еще удивительнее, что девушка графа не полюбила. Мучался он, мучался и решил заказать художнику медальон, на котором граф со своей возлюбленной слились бы в страстном поцелуе. Художник исполнил заказ, только вот губы мужчины и женщины так и не соединились. Граф остался доволен, но его интересовал один вопрос - почему художник не нарисовал самого поцелуя? Художник объяснил, что так лучше, ведь теперь на медальоне изображено ожидание, настроение, состояние души перед любовным наслаждением. Граф согласился с такой трактовкой и заплатил художнику обещанные деньги. Девушка увидела портрет и согласилась выйти замуж за графа. Они поженились и уехали в свадебное путешествие.
Она так и не узнала, что художник тоже полюбил её, и не дописал картину из чувства ревности и мести...
Отредактировано манья (2009-10-09 10:44:46)